Ассиметричная атака Путина на демократию в России и Европе. Часть третья

14 января 2018 г., 14:00:12   39   0
Старые методы активных мероприятий и современные операции влиянияИстория советских активных мероприятий «ФБР и ЦРУ стоят за убийством президента Джона Кеннеди в 1963 году. Соединенные Штаты и Израиль организовали нападение на Мекку в 1979 году. Ученые правительства США создали вирус СПИДа в качестве биологического оружия в 1983 году». Все эти фейковые истории, и многие другие, были созданы и распространены советскими пропагандистами во время «холодной войны». Некоторые из них даже сегодня повторяются. Например, в июньском интервью 2017 года Путин упомянул теорию убийства Кеннеди, чтобы обвинить разведывательные службы США в совершении убийства под фальшивым флагом  и обвинили  в этом советские спецслужбы.Использование дезинформации Россией не является новым явлением, и как написано в российском учебнике по военной разведке: «Психологическая война существует с самого начало появления человечества». Во время холодной войны, активные меры, дезинформация и психологическое воздействие были хорошо интегрированы в советскую политику и затрагивали практически все элементы советской партийной и государственной структуры, а не только КГБ. Российские специалисты  активных мероприятий использовали официальные газеты, радиостанции, посольства, и иностранные коммунистические партии для создания и распространения фальшивых историй. Каждый государственный орган использовал свои собственные возможности в скоординированных кампаниях. КГБ отвечал за «черную пропаганду», создавал подделки и распространял слухи. Международный информационный отдел отвечал за «белую пропаганду» - трансляцию рассказов через официальные медиа. Международный информационный департамент отвечал за «серую пропаганду» - распространение историй через международные организации. Они были сосредоточены на целевой аудитории, и как сказал специалист по дезинформации: «Каждое сообщение о дезинформации должно, по крайней мере, частично соответствовать реальности или общепринятым взглядам».Дезинформационные операции  СССР были не редкостью. Во времена холодной войны было проведено более 10 000 мероприятий. В 1970-х годах в КГБ было до 15 000 офицеров, работающих над психологическими и дезинформационными кампаниями. ЦРУ подсчитало, что Советский Союз тратил более 4 млрд. долл. США в год на активные мероприятия в 1980-х годах. Кампании по активным мерам в 1980-х годах были сосредоточены на влиянии  в области контроля над вооружениями и разоружения, например, путем продвижения европейского движения за мир в странах, которые планировали размещать на своей территории ядерные силы средней дальности США. В этой кампании использовались Западногерманская коммунистическая партия, Голландская коммунистическая партия, Бельгийский национальный комитет действий по вопросам мира и развития, Всемирный совет мира и Международный союз студентов. В дополнение к политическим партиям и организациям, Советский Союз также использовал РПЦ за рубежом для оказания влияния на американские церкви, религиозные организации и религиозных лидеров.Советские активные меры также пытались повлиять на выборы на Западе во время «холодной войны», хотя и без особого успеха. Усилия по победе канцлера Гельмута Коля на выборах в Западной Германии в 1983 году включали «массовую пропагандистскую кампанию вмешательства». В том же году агентам КГБ в Соединенных Штатах было приказано «приобретать контакты среди всех возможных кандидатов в президенты и в обоих партийных штабах». Несмотря на усилия КГБ, Рейган выиграл в 49 из 50 штатов на выборах 1984 года. Кампании по дезинформации также подрывали имидж директора ФБР Эдгара Гувера и сенатора Генри Джексона, которые были яростными антикоммунистами,  слухами в средствах массовой информации об их сексуальной ориентации. Эта тактика также была широко использована во время выборов во Франции в 2017 году.Современные операции влиянияСегодня в деятельности влияния Кремля  используются государственные и негосударственные ресурсы для достижения своих целей, в том числе службы безопасности, телевизионные станции и информационные агентства, социальные сети и интернет-тролли, государственные и частные компании, организованные преступные группы, аналитические центры, специальные фонды, социальные и религиозные организации. Эти усилия используют четыре сферы деятельности: традиционные и социальные медиа, идеология и культура, преступность и коррупция, а также энергетические ресурсы. Дезинформационные кампании используются для дискредитации политиков и демократических институтов.Культурные, религиозные и политические организации используются для распространения повестки дня  Кремля и разрушения социальной сплоченности общества. Коррупция используется для влияния на политиков и проникновения в институты, которые принимают решения. Энергетические ресурсы используются для уговоров, принуждения и шантажа уязвимых иностранных правительств. Кремль координирует эти многоплановые усилия из администрации президента, которая контролирует ФСБ и Службу внешней разведки.Олигархи, связанные с Кремлем, также помогают финансировать операции влияния в Европе. Кроме того, Кремль пытается использовать преимущества демократических обществ. Как сказал бывший президент Эстонии, «они делают с нами то, что мы не можем сделать с ними. Либеральные демократии со свободной прессой и свободными и справедливыми выборами находятся в асимметричном невыгодном положении, инструменты  демократической и свободной прессы могут быть использованы против нас». Работа российского правительства по дестабилизации европейских правительств часто начинается с попыток построить влияние и использовать свои ресурсы на местном уровне. По данным Агентства национальной безопасности США:«Кампания по влиянию России строится на многолетней практике. Москва была оппортунистической в своих усилиях по укреплению влияния России в Европе и Евразии путем развития и углубления финансовых или политических связей с единомышленниками в политических партиях и неправительственных организациях. Москва использует финансовую поддержку в сочетании с другими инструментами, включая пропаганду в местных СМИ, прямое лоббирование со стороны правительства России, экономическое давление и военное запугивание».Усилия Кремля по влиянию на выборы и референдумы в Европе включают «открытую и скрытую поддержку ультралевых и ультраправых политических партий, финансирование НПО, а также небольшие и инвестиции в ключевые секторы экономики для дальнейшего политического влияния».  Данная тактика «фокусируется на использовании внутренних противоречий в попытке сломать центристский консенсус в отношении важности основных институтов». Анализ фонда Маршалла показал, что русское правительство использовало кибератаки, дезинформацию и финансовое влияние для вмешательства во внутренние дела, как минимум, 27 европейских и североамериканских стран с 2004 года. По оценкам экспертов, методы российского правительства для достижения своих целей за рубежом «во многом определяются по соотношению силы национальных учреждений стран и их уязвимости к российскому влиянию». В то время, когда Россия считает своим «ближнее зарубежье», в составе стран бывшего Советского Союза, целью Кремля является контроль над гибкими правительствами или ослабление прозападных лидеров в остальной Европе. Это в первую очередь касается подрыва репутаций НАТО и ЕС, одновременно усиливая существующие политические и социальные разногласия. Кремль также проявляет большую активность в ближнем зарубежье, но он по-прежнему развертывает свой полный спектр инструментов  влияния во всей остальной Европе и все больше старается выйти за пределы Европы. Эти операции требуют относительно небольших инвестиций, но история показала, что они могут иметь негативные результаты, если позволяют условия.Новые технологии, обновленные приоритеты политики и растущие аппетиты в Кремле и среди его союзников-олигархов объединились для того, чтобы расширить спектр операций по дезинформации в Европе. Согласно резолюции, принятой Европейским парламентом в ноябре 2016 года, основной целью Кремля является «искажение истины, разработка стратегического раскола между Европейским союзом и его североамериканскими партнерами, блокирование процесса принятия решений, дискредитация институтов ЕС и трансатлантических партнерских отношений». Если пропаганда Кремля внутри России прославляет режим, за пределами России она стремится использовать недовольство и противоречия. Примечательно то, что дезинформационные операции Кремля не пытаются убедить иностранную аудиторию, что российская точка зрения правильная. Скорее, они пытаются запутать и исказить события, которые угрожают имиджу России (в том числе исторические события), подрывают международный консенсус в отношении поведения России как внутри страны, так и за рубежом и представляют Россию, как ответственную и незаменимую глобальную державу.Бен Ниммо из Центра европейского анализа политики охарактеризовал пропагандистские усилия Кремля, как четыре простые тактики: убрать критика, исказить факты, отвлечь от основной проблемы и сбить с толку аудиторию. По своей сути, дезинформационные операции Кремля направлены на то, чтобы оспаривать концепцию объективной истины. Для Путина и Кремля истина не является объективным фактом.  Истина - это то, что способствует интересам нынешнего режима. Сегодня это означает делигимитизацию западных демократий и отвлечение негативного внимания от российского правительства.Дезинформационные операции Кремля быстро создают большой объем историй, создавая, по словам  исследователей корпорации RAND, «взрывоопасную ложь». Они отмечают, что прямые и систематические усилия по противодействию этим операциям осложняются огромным массивом механизмов и платформ, которые использует Кремль. Более того, опровержение ложной истории требует гораздо больше времени и усилий, чем ее создание. Поскольку ложная история была первой, которую зрители увидели, она, возможно, уже произвела сильное впечатление. Когда многие заняты опровержением одной истории, пропагандисты Кремля могут выпустить еще десять.Аналитики RAND рекомендуют не просто противостоять фактической пропаганде, а ее предполагаемым эффектам. Например, если Кремль пытается подорвать поддержку реагирования НАТО на российскую агрессию, тогда Запад должен пропагандировать нарративы, которые укрепляют поддержку НАТО и солидарность с членами НАТО, сталкивающимися с угрозами со стороны России. Однако такой ответ гораздо сложнее создать, когда российская дезинформация направлена не только на то, чтобы продвигать политику Путина или России, но усугубить существующие «горячие» социальные и политические проблемы, такие как расовая дискриминация, религия, иммиграция и многое другое.Платформы дезинформации Кремля Кремль использует множество медиа платформ и инструментов для создания и усиления своих повествований. Основными внешними пропагандистскими центрами российского правительства являются RT, который основное внимание уделяет новостям на телевидении, а также «Спутник» на радио и в интернете. RT и «Спутник»  нацелены на разнообразную аудиторию:  ультраправые и ультралевые элементы западных обществ, экологи, активисты за гражданские права и национальные меньшинства.Хотя заявленная цель этих государственных медиа-сетей заключается в предоставлении альтернативного российского взгляда на мир (по словам Путина: «нарушить монополию англо-саксонских глобальных информационных потоков»), они сфокусированы на популяризации теорий заговора, критике действий  Запада, и стремятся  создать впечатления, «что все лгут, и нет никаких однозначных фактов или истин». Объяснение их очевидного успеха  это их высокая производственная стоимость новостей и сенсационный контент. Согласно исследованию компании RAND, RT и «Спутник» больше похожи на смесь информационно-развлекательной и дезинформационной деятельности, чем проверенная журналистика. Российские СМИ очень сильно продвинулись в проведения фальшивых интервью с актерами, которым платят за то, что они являются жертвами агрессии украинского правительства.Проект RT был запущен в 2005 году и в настоящее время представляет вещание на шести языках: арабском, английском, французском, немецком, русском и испанском. Государственный департамент США сообщает, что российское правительство ежегодно тратит около 1,4 млрд. долл. США на распространение своих сообщений через различные медиа-платформы в стране и за рубежом. В 2016 году более 300 миллионов долларов было выделено непосредственно RT. Как отмечают правозащитники, европейцы, которые считают RT «альтернативой», похожи на левую аудиторию, как в Европе, так и в Соединенных Штатах в 1970-х и 1980-х годах, которые положительно относились к СССР. Бывший госсекретарь Джон Керри назвал RT «пропагандистским бульдогом». Канал регулярно дает спорным европейским политическим деятелям платформу для выступлений и непропорционально освещает  радикальные фракции Европейского парламента.RT заявляет, что охватывает от 500 до 700 миллионов зрителей в более чем 100 странах. Однако, согласно данных компании BBG, это преувеличение, поскольку показано количество людей, у которых есть доступ к RT, а не количество зрителей, которые фактически смотрят данный канал. По состоянию на 2017 год, RT привлек около 22,5 миллионов подписчиков в сети Facebook. Анализ 2015 года показал, что только один процент видеороликов RT на канале YouTube носил политический характер, в то время как его самые популярные видеоролики касались стихийных бедствий, несчастных случаев и преступлений.Издание «Moscow Times» написало, что, когда журналисты  RT отклонились от своей редакционной политики, им сказали: «Это не ваш профиль». Бывший сотрудник канала сообщил, что редакционная политика RT происходит сверху вниз, и менеджеры, а не редакторы, выбирают, что будет озвучено и как. Например, когда иностранный персонал не согласился с тем, как RT освещает Украину, они были сняты с заданий, и события, связанные с Украиной, освещались только российским персоналом. Эти российские сотрудники в основном «апатичны или аполитичны, без предварительного опыта в журналистике» - их основная квалификация это свободное владение английским языком. Все это показывает что, хотя у RT может быть большой бюджет и растущий охват, у него также есть несколько фундаментальных институциональных недостатков, которые ограничивают его способность работать в качестве профессиональной новостной организации. По словам одного из бывших сотрудников, «сочетание апатии, отсутствия профессионализма и нехватки настоящего таланта удерживают RT от того, чтобы быть более эффективным, чем в настоящее время».  «Спутник» - это государственная сеть медиа-платформ, запущенная в ноябре 2014 года и включающая социальные медиа, новости и радиоконтент. В июне 2017 года он начал работу на ФM-радиостанции в Вашингтоне, округ Колумбия. С ежегодным бюджетом в 69 млн. долл. США сеть функционирует на 31-м языке и привлекает около 4,5 млн. подписчиков в сети Facebook. Подобно RT, «Спутник» пропагандирует антизападные нарративы, подрывающие поддержку демократии. Исследование, проведенное Центром анализа европейской политики, показало, что «Спутник» непропорционально освещает протесты анти-истеблишмента и пророссийских членов Европейского парламента из Центральной и Восточной Европы. Он делает это систематически, и даже когда цитирует основных политиков, выбираются комментарии, которые соответствуют более широкому описанию коррумпированного, декадентского и русофобного Запада, «широко используя потенциал протеста» против законодательной власти для продвижения избранных Кремлем сообщений дезинформации». «Спутник» также часто используется для передачи непроверенных историй из менее известных новостных сайтов и в более массовые пресс-релизы. Одним из известных примеров был  случай «изнасилование девочки Лизы» в Германии. После того, как он впервые распространился на Facebook, история была поднята правительственным Первым каналом, а затем историю подхватила RT. Через неделю прошли массовые протесты, несмотря на то, что обвинения были отклонены, а полицейское расследование развенчало их. Во время проведения президентских выборов во Франции, «Спутник» сообщил о необоснованных сексуальных предпочтениях кандидата  Эммануэля Макрона.RT выступает в качестве «основного пропагандистского центра» Кремля, а вместе со «Спутником» формирует «государственную пропагандистскую машину России», которая служила платформой для усилий Кремля по влиянию на выборы в 2016 году в США. В ноябре 2017 года RT выполнил указание Министерства юстиции США, в котором было указано зарегистрироваться в соответствии с Законом о регистрации иностранных агентов (FARA). Регистрация требуется для того, чтобы RT раскрыла большую часть своей финансовой информации правительству США.Помимо RT и «Спутника», российское правительство использует множество дополнительных инструментов для усиления своих кампаний дезинформации. Интернет «тролли» - один из таких инструментов, которые пытаются сорвать онлайн-дебаты и усилить антизападные рассказы, распространяемые RT и «Спутником». Эти тролли используют тысячи поддельных учетных записей социальных сетей на Facebook, Twitter и других платформах для нападения на статьи или отдельных лиц, которые критикуют политику Путина и Кремля, распространяют теории заговора и прокремлевские сообщения, атакуют противников путинского режима и вытесняют конструктивные дебаты.Согласно исследованию издания New York Times, в 2015 году сотни молодых россиян были наняты на «фабрику троллей» в Санкт-Петербурге, известной как Агентство интернет-исследований, где многие работали в сменах по 12 часов  в отделах, ориентированных на разные социальных медиа. Организация была организована в виде вертикально интегрированной цепочки поставок новостей в Интернет. Интервью агентства NBC с бывшим работником «фабрики» Виталием Беспаловым показало, что работники были изолированы друг от друга и использовались для усиления работы соседних отделов. На третьем этаже блогеры писали сообщения, компрометирующие Украину и прославляющие Россию, на первом этаже составляли новостные статьи, которые ссылались на сообщения в блоге, созданные на третьем этаже, а затем комментаторы на третьем и четвертом этажах размещали комментарии к истории под фальшивой украинской идентичностью. Маркетинговая команда работала над тем, чтобы упаковать всю дезинформацию в форматы социальных медиа.В начале каждой смены сотрудникам предоставлялся список мнений для обнародования и темы для рассмотрения, связанные с текущими событиями. В течение смены работник должен был опубликовать пять политических постов, 10 неполитических постов (для достоверности) и 150-200 комментариев к постам других работников. Заработная плата составляла от 800 до 1000 долларов в месяц. Профессиональным троллям также были предоставлены классы «политологии», которые научили их российской позиции в политике. Российские СМИ сообщили, что «фабрика» финансировалась близким партнером Путина Евгением Пригожиным, богатым ресторатором, известным как «шеф-повар Кремля», чья сеть компаний получила ряд выгодных правительственных контрактов и была санкционирована администрацией Обамы в декабре 2016 года за участие в конфликте в Украине.По словам одного из бывших сотрудников, сотрудники «фабрики» также несут ответственность за вмешательство в выборы других стран. Например, в преддверии президентских выборов в 2016 году в США, сотрудники иностранного отдела были обучены «нюансам американской социальной полемики по налоговым вопросам, правам ЛГБТ  и т. д. Их работа заключалась в том, чтобы подстрекать американцев и попытаться «раскачать лодку». Сотрудник отметил, что «наша цель состояла не в том, чтобы заставить американцев поверить в Россию. Наша задача состояла в том, чтобы поставить американцев против своего правительства, спровоцировать беспорядки и недовольство». Основываясь на данных компании Facebook, тролли, поддерживаемые Кремлем, придерживались аналогичной стратегии в преддверии президентских выборов в 2017 году во Франции и в Германии. У Агентства также был «отдел Facebook», который противостоял усилиям социальной сети по удалению поддельных аккаунтов.Также массово использовались боты или автоматические учетные записи социальных сетей. Бот-сети могут быть созданы или куплены оптом довольно дешево в темной сети Интернета, которая предоставляет пользователям и операторам анонимность, и поэтому часто используется в качестве рынка для незаконных товаров и услуг. Согласно исследований, 1000 ботов с новыми, непроверенными счетами можно приобрести всего за 45 долларов, и до 100 долларов США  за 500 ботов, подтвержденных телефонами учетных записей (которые имеют номер телефона, прикрепленный к ним). Благодаря автоматизации боты могут распространять дезинформацию на высокой скорости и в большом количестве, делая ее тенденцией на платформах социальных сетей. Например, во время президентских выборов во Франции боты использовались для распространения мемов и дезинформационных рассказов об Эммануэле Макроне.Кремлевские хакеры, поддерживаемые троллями, бот-сетями и дружественными пропагандистскими центрами, также использовали кражи и распространение личных данных своих «вероятных противников»  для достижения большого эффекта. Например, хакеры, связанные с российскими службами безопасности,  атаковали Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА)  после того, как был опубликовал отчет о использовании допинга российскими спортсменами, а затем опубликовали личную медицинскую информацию американских спортсменов. Во время президентской избирательной кампании в 2016 году, как Демократический национальный комитет, так и руководитель кампании кандидата в президенты от Демократической партии были жертвами атак этих же хакеров, которые напали на ВАДА в 2016 году, на телеканал TV5Monde в 2015 году и на ЦИК в Украине в 2014 году.Используя все эти инструменты вместе, Кремль может обеспечить широкий охват масс для своих дезинформационных операций. Кроме того, все эти действия могут использоваться аналитиками, которые идентифицируют «настроения клиентов» и позволяют им ориентироваться на наиболее слабые и уязвимые аудитории. В случае с Соединенными Штатами, поддерживаемые Кремлем пропагандисты и интернет-тролли стремились не только пропагандировать рассказы Кремля, но и продвигать разногласия, которые еще больше ухудшают социальное взаимодействие. По словам начальника разведывательной службы Германии: «Цель состоит в том, чтобы просто делегитимизировать демократический процесс, «независимо от того, кому они помогают продвигаться вперед». Такие усилия труднее обнаружить, чем традиционную пропаганду и, они возможно, более опасны для общества.Доклад комитета по внешней политике Сената СШАПеревод группы ИС

Читайте еще

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте